Нацбанк рекомендовал банкам исключить недобросовестные практики при осуществлении розничных операций

Письмо об исключении недобросовестных практик банков при осуществлении розничных операций опубликовано на сайте НБ РБ

В целях обеспечения прозрачности условий оказания физическим
лицам банковских услуг, повышения их качества, а также обеспечения
информационной открытости рынка банковских услуг Национальный
банк рекомендует банкам и небанковским кредитно-финансовым
организациям (далее – банки) при осуществлении операций по
кредитованию и привлечению денежных средств физических лиц во
вклады (депозиты) не допускать совершения действий (бездействия),
признаваемых недобросовестными практиками.
К недобросовестным практикам банков относятся:
представление потребителям информации, которая прямо или
косвенно, в том числе посредством замалчивания, двусмысленности или
преувеличения, может ввести их в заблуждение;
распространение недостоверной, ложной или неполной информации;
непредставление либо несвоевременное представление информации,
необходимой для принятия клиентом обдуманного решения по сделке;
представление либо непредставление информации, которая приводит
или может привести потребителя к принятию решения по сделке, которое
он бы не принял при других обычных обстоятельствах, и (или) к
искажению экономических интересов потребителей;
включение в договоры условий, ограничивающих свободу выбора
клиента.
В качестве примеров недобросовестных практик банков при
осуществлении операций по кредитованию и привлечению денежных
средств физических лиц во вклады (депозиты) можно отметить
следующее:
условия кредитного договора не позволяют гражданам
самостоятельно рассчитать размер ежемесячного платежа по кредитному
договору;
кредитный договор не содержит информации о том, что уплата
минимальных платежей не позволяет погасить всю задолженность по
кредитному договору до указанного в договоре срока. При этом
условиями кредитного договора предусмотрено автоматическое
продление кредитного договора;
представление потребителям не соответствующих действительности
пояснений о причинах отказа в предоставлении кредита, в том числе со
ссылкой на несуществующий перечень лиц, в отношении которых
установлен запрет на предоставление кредита, который якобы ведется
Национальным банком;
предоставление потребителям сопутствующих продуктов
(кредитные карты, карты рассрочки, SMS-оповещение и прочее) путем их
навязывания без должного разъяснения условий кредитных договоров;
использование при доведении до потребителей информации об
условиях привлечения денежных средств во вклады (депозиты), в том
числе в рекламе банковских вкладов (депозитов), иных, чем размер
процентов (годовая процентная ставка), выражений доходности
(эффективная, базовая, номинальная и иные ставки);
включение в кредитные договоры условий, устанавливающих
значительные ограничения для кредитополучателей в период действия
договора (запрет на открытие текущих (расчетных) банковских счетов,
оформление кредитов и получение иных банковских услуг в других
банках без письменного согласия банка-кредитодателя).
С учетом изложенного отмечаем, что совершение банками
вышеперечисленных действий (бездействия) будет признаваться
недобросовестными практиками.
Перечень примеров недобросовестных практик банков будет
размещаться на официальном сайте Национального банка в глобальной
компьютерной сети Интернет и актуализироваться по мере их выявления.
Для исключения и недопущения недобросовестных практик банков,
недобросовестных условий кредитных договоров, договоров банковского
вклада (депозита), заключенных с физическими лицами, считаем
необходимым рекомендовать:
представлять для ознакомления физическим лицам в центрах
банковских услуг банков и торговых объектах, осуществляющих продажу
3
товаров с использованием банковского кредита, проекты кредитных и
иных договоров, в том числе договоров страхования, текущего
(расчетного) банковского счета, если их заключение осуществляется
вместе с заключением кредитного договора, договора банковского вклада
(депозита);
приводить названия кредитов, банковских вкладов (депозитов) в
соответствие с условиями заключаемых договоров (в том числе в
названии банковского вклада (депозита) отражать вид договора
банковского вклада (депозита);
включать в условия кредитных договоров не более одного вида
штрафных санкций (без учета процентов за пользование кредитом в
повышенном размере) за один факт неисполнения (ненадлежащего
исполнения) кредитополучателем условий кредитного договора;
не включать в кредитные договоры условия, предоставляющие
сотрудникам банков право вести с лицами, не являющимися
кредитополучателями, в том числе с родственниками кредитополучателей,
переговоры по вопросам погашения задолженности по кредитным
договорам, образовавшейся в связи с неисполнением (ненадлежащим
исполнением) кредитополучателем обязательств по кредитному договору;
до заключения договоров разъяснять физическим лицам последствия
и порядок досрочного возврата (погашения) кредита, расторжения
заключенных с банком кредитных договоров и договоров банковского
вклада (депозита);
регламентировать в договорах банковского вклада (депозита)
порядок начисления процентов по вкладу (депозиту) при размещении
банковского вклада (депозита) в дни, приходящиеся на государственные
праздники, праздничные, выходные дни, а также четко определять в
договорах дни, устанавливаемые банком в качестве выходных, и (или)
указывать, где данную информацию можно получить;
в случае, если условиями договора банковского вклада (депозита)
предусмотрено открытие текущего (расчетного) банковского счета,
осуществлять его открытие и зачисление на него суммы вклада (депозита)
и (или) процентов по нему без взимания вознаграждения (платы);
исключить практику выплаты процентов (включая бонусные и иные
выплаты, выдачу подарочных сертификатов) по вкладам (депозитам) до
истечения предусмотренного договором банковского вклада (депозита)
периода (периодов) нахождения денежных средств в банке, а также
информирование вкладчиков о возможности такой выплаты, в том числе
посредством соответствующей рекламы;
до заключения договора банковского вклада (депозита) представить
клиенту – физическому лицу Информацию об условиях привлечения
денежных средств во вклад (депозит) по форме согласно приложению в
4
письменной форме (на бумажном носителе или в виде электронного
документа, документа в электронном виде, в том числе посредством
использования систем дистанционного банковского обслуживания). При
оформлении договоров банковского вклада (депозита), а также
Информации об условиях привлечения денежных средств во вклад
(депозит) рекомендуем использовать шрифт Times New Roman размером
не менее 12 пунктов;
исключить практику использования в кредитных договорах,
договорах банковского вклада (депозита) сложных смысловых
конструкций, в том числе содержащих многочисленные ссылки на пункты
заключаемого договора, локальные правовые акты банка, а также иные
источники информации, размещенные на сайте банка;
при определении в кредитных договорах, договорах банковского
вклада (депозита) размера процентов исходя из расчетной величины,
привязанной к базовому показателю, в порядке, согласованном сторонами
при заключении соответствующего договора (переменная процентная
ставка), указывать ее размер в числовом выражении на дату заключения
договора;
доступно, аргументированно и компетентно объяснять заявителям –
физическим лицам причины принятия отрицательного решения о
предоставлении кредита.
Изложенные подходы к определению недобросовестных практик
банков и рекомендации банкам об их исключении одобрены на заседании
Правления Национального банка Республики Беларусь (протокол от
19 июня 2019 г. № 28/П).

Источник: НБ РБ

Банки